Триптугоу — Главная страница
Присоединяйтесь! Вы сможете делиться своими фотографиями, рассказами о поездках, задавать вопросы и получать отзывы от других путешественников.
Триптугоу — клуб самостоятельных путешественников, туристическая социальная сеть.


↑ 1775

Одесса


"Одесса — улыбка Бога", -так сказал

про Одессу кто-то из великих. Этот город называют "жемчужиной у моря",

"Одесса-мама"… Это город Соньки Золотой Ручки, Утесова, Мишки

Япончика, Рыжика из одноименной книги Свирского, Пети из "Белеет парус

одинокий"… Да и многих других персонажей.


Приготовтесь окунуться в мир Южной пальмиры. Предупреждаю, будет очень много фотографий, недовольства и резких слов. Но… интересно!
Как говорят в Одессе, сядьте здесь и слушайте сюда — отсюда будет проистекать ©.


Начну наверное с самого начала поездки, а именно загрузки в поезд.
За множество лет активной езды паровозиками УЗ я пришел к мнению, что с точки зрения пассажира самой ж*пной ж*пой из всех ж*п считается ДонЖД, проигрывающая даже чумазой и расхристанной ЮЖД, ибо у той хотя бы есть вполне приличные экспрессы. В свою очередь, в самой глубине сей шайтан-дорожной задницы находятся, согласно эмпирическому же опыту, мариупольский «Азов» с фирменным проводницким хамством и убитыми в кизяки вагонами, да сто двадцатый «Киев – Донецк», на который обязательно попадает всяк, кому религия не позволила очень-очень заранее приобрести билет на 38-й (тоже, впрочем, не ахти). Но «опыт, сын ошибок трудных» так и не уберег мой хлебальничек от очередного удара грабельками, и – кердык-урюк-сто-чебуреков-кашалоту-в-глотку – в руках у меня оказался билет на 092-й, разрази его железнодорожный Зевс огнем, добытым из перегара его пассажиров. Проводники этого «скорого» грязно-синего чудища с самого первого дня его существования возымели безудержную страсть к заполнению вагонов зайцами и последующему скармливанию этой фауне галлонов крепкого спиртного. Итого: взрослые, стоя в проходе, пьют пиво (sic!), дети, «птахи кричать, моржі ревуть, море шумить; входить Гамлєт». В Ясиноватой вышел, дабы влажными салфеточками протереть оконце своего купе. Не тут то было, мне кажеться такие окна и доместосом не отмоешь. Я в глубине души понимал, что очень много людей будет ехать в это время в Одессу, на Юрмалину. Но откидывал мысли о пьяной молодежи и огромного количества детишек, видимо ехавших выступать. От такой беспонтовости «лишних людей» и, что характерно, полной апатии других пассов относительно происходящего, я внутренне «дошел до кондиции» еще до того, как поезд переехал Днепр. В прочем это было тяжелое ожидание Днепропетровска, в душном, ржавом вагоне сиделось не очень и не спалось. Как всегда передо мной лежало служебное расписание, и я с ужасом наблюдал, как мой железный конь упорно нагонял минуты опоздания. Так и случилось, в Днепропетровск прибыли с 40 минутным опозданием. Вылетев с вагона начал жадно глотать свежий воздух. М-да, как так можно, через 2 месяца начинается футбольный чемпионат, а унас… да гости все будут в ах*е. Ладно, пусть сами разбираются.
Мой вагон, если его так можно назвать на станции Ясиноватая:


После Днепра меня все-таки забрал в свои владения бог Морфей. Открыл глаза на станции стыкования родов тока Пятихатки, хотел посмотреть на смену локомотива, но подумал хр*на я там не видел, улетел дальше смотреть сны.
Проснулся уже в Одесской области, сверив расписания, понял, что опоздание 32 минуты, думал нагоним. Ага. Прибыл в Одессу этот кусок металла с 24 минутным опозданием. Ну, хоть так).
Вокзал встретил непонятной базарной суетой и неприятными запахами, в целом не плохо выглядит:
теперь я знаю, где заканчиваются рельсы)))



После 16-ти часового переезда хотелось бы поскорее поселиться в гостиницу, помыться, ну, и вперед на осмотр города. Про гостиницу писать смысла нет, но на будущее скажу: В Одессе с гостиницами дешево и ужасно, либо ооочень дорого, и немножко лучше. Среднего нет.
Выйдя в город, сразу поразили… деревья!
Начиная вот с такого:


И заканчивая этими, о них я расскажу подробно:




Центральные улицы высажены высокими платанами, которые здесь называют
"бесстыдниками" за то, что оные сбрасывают кору летом, а опять к
осени-зиме она нарастает. Как говорят одесситы, платаны посадил Пушкин. Лично я в этом несколько сомневаюсь.Платаны везли из Италии на пустых судах, возвращавшихся из портов Генуи и Неаполя. Из Одессы в ту пору делали европейскую столицу.
Решили сразу пойти на ул. Дерибасовскую, причем к ее истоку.


В самом начале Дерибасовской установлен памятник Иосифу де Рибасу. Де Рибас запечатлен опирающимся на лопату, с планом Одессы в руке:


Брусчатку, кстати, тоже везли из Италии. Своего камня (кроме мягкого ракушняка) Одесса не имеет.


Много довольно необычных памятников, например, мальчик, заглядывающий с плеч
мужчины в окно одного из кафе, кафе, ограду которого составляют
велосипеды всех цветов радуги, памятник Кисе и Осе, Утесову, Уточкину — человеку, впервые поднявшемуся в небо в начале 19 века над одесским
ипподромом.




Неожиданно в одном из дворов:


Памятник Воронцову:

В городе чувствуется запустение. Многим зданиям откровенно
требуется реставрация. Но сие каши пока не портит.
Взглянем на архитектуру города:









Сама архитектурная застройка напоминает отдаленно смесь Харькова с
Севастополем и ободранной с арбатских зданий лепниной, при том, что
улицы прямые, как в Петербурге.












Такие старинные надписи встречаются частенько:


Гостиница впечатляет:


Легендарная кинокомпания:


Старинных и удивительных зданий хватает:






Интересные фасады:










Интересно обустраивают входы в магазины:


Довольно старый и привлекательный:






У одесских домов есть не только внешняя картинка и внешний фасадный шарм, но и внутренний мир — неповторимое внутреннее содержание. Шаг за дверь и попадаешь в совершенно иные, недоступные большинству глаз миры — это миры подъездов, парадных, лестниц. Они очень не похожи друг на друга. Они не всегда чисты и приятно пахнущие, они не всегда приветливы и легкодоступны, но они всегда таят в себе загадку, тайну, историю, всегда затягивают и открывают скрытые страницы одесской реальности.


Выходя из двора, где жил Пушкин, я не забыл запечатлеть запомнившиеся многим в детстве почтовые ящики. Здесь они были особенно колоритными, так как кроме номера квартиры содержали также фамилию владельца. Кто знает, может быть и Пушкин сюда ложил письма.


Одесский национальный театр оперы и балета:
Оперный театр в Одессе построен в 1809 г. Через 60 с лишним лет здание сгорело дотла. Еще через 14 лет по проекту венских архитекторов Фельнера и Гельмера он был востановлен:


Здание Одесского национального академического театра оперы и балета считается одним из красивейших в мире.




Авторитетный журнал Forbes включил известное здание в перечень 11 самых интересных достопримечательностей Восточной Европы. Одесская опера — единственный театр в этом списке!


Поражает красотой зрительный зал в стиле французского "рококо". На потолке — четыре картины Лефлера со сценами из произведений Шекспира, роскошная люстра. Здесь исполняли свои произведения П. Чайковский, Н. Римский-Корсаков, С. Рахманинов, пели Ф. Шаляпин и С. Крушельницкая, танцевала А. Павлова.
На против театра камень из ерусалима, на котором Иисус богословлял молодоженов.


Сразу перед Оперным располагается здание Городской Думы, которое было построено архитектором Ф. Боффо в первой половине 19-го века. В полукруглых нишах боковых крыльев здания установлены скульптуры древнеримских богов Цереры и Меркурия. А над балюстрадой находится скульптура двух женщин, знаменующих смену дня и ночи — вечность времени.


Там же напротив «Старой Биржи» (так ранее называлось здание Городской Думы), одесситы почтили память знаменитого русского поэта А.С. Пушкина и поставили ему памятник.


Вплотную к зданию Думы расположен в старинном дворце Нарышкиных Одесский археологический музей, один из старейших в стране, был основан в 1825 году.
Перед входом в сооружение стоит прекрасная копия статуи Лаокоона, оригинал которой находится в Ватикане, в музее Пия-Климента.


Городской сад. Атмосферой напоминает Чистые пруды в Москве и Арбат, там
проводятся книжные ярмарки.


Церквушка, весьма интересная, расположена около юридической академии. Местные жители говорят, что построил её ректор этой академии за свои деньги.


Спасо-Преображенский Кафедральный Собор, самый большой собор города.



Приморский бульвар приводит нас прямо к основателю Одессы и символу города – Дюку Де Ришелье, вернее к его памятнику. В этом месте назначают свидания, загадывают желания… Ришелье как-бы протягивает приезжающим руку и представляет на их осмотрение город и его достопримечательности:



Герцога де Ришелье, в простонародье просто называют Дюком. Этот представитель семейства Ришелье являлся прапраправнучатым племянником знаменитого кардинала Ришельё и был вторым (если я правильно запомнил) градоначальником Одессы. Памятник знаменит тем, что поза герцога смотрится немного неприлично в том ракурсе, в котором я его, естественно, и снял (посмотрите внимательно на середину монумента). Как говориться «посмотри на Дюка со второго люка»:


На следующий день начались основные мероприятия празднования Юморины 2012:


Торжественный парад Юморины-2012 прошел под знаком футбола. Девизом шествия стал лозунг «Чемпионат Европы Одесса-2012». Если верить участникам парада, то они смогли бы сыграть в футбол даже на трубе.
А в самом «чемпионате» приняли участие символические сборные Франции и Италии — с Французского и Итальянского бульваров, сборная Польши с Польского спуска, греческая сборная с Греческой площади и другие. Сборная же Украины попала на сей чемпионат только за то, что она сборная Украины.




Открывали парад байкеры — 16 экипажей с флагами стран, принимающих участие в ЕВРО-2012. Тут же были и «запорожцы», эмигрировавшие в Евросоюз и превратившиеся в «фольксвагенов-жуков». К слову, один из «жуков» во время парада заглох, да так и остался на улице Пушкинской.


Делегация от пищевой академии (к слову, футбольная команда «Черноморец» изначально называлась «Пищевик») пообещала накормить от пуза гостей с Евросоюза. С маленькой оговоркой: одесская кухня лучшая в мире, если она не коммунальная.


Футбольных и прочих судей на параде пустили на мыло. Жидкое, детское, 72% и другое.
Транспортная компания «Аицын паровоз» обещала доставить гостей на футбол точно к сроку — к окончанию любого матча. Экологически чисто, зато медленно.


Комики из знаменитой деревни дураков показали, как нужно смотреть футбол по телевизору. Пока они смотрели, сборная Украины проиграла сборной Ямайки со счетом 11: 0. Потом была произведена двойная замена: на поле от сборной Украины вышли под номером 11 сразу два игрока по именам Владимир и Виталий… Кличко — и тоже забили. Всех.










Присоединились к юморине и самые миролюбивые болельщики — кришнаиты с песнями «Харе Кришна, Харе Рама, с нами пой Одесса-мама». И, в завершение, одесские клоуны в лице «Масок» представили фестиваль «Комедиада». Борис Барский и Наталья Бузько вместе с другими клоунами презентовали одесситам и гостям города гимн «Комедиады».




В целом, большинство одесситов оценивает нынешнюю Юморину, как весьма убогое зрелище.




Потёмкинская лестница соединяет центр города с гаванью и Морским вокзалом и является одной из знаменитейших достопримечательностей Одессы и одной из самых известных в мире.
На сегодняшний день лестница состоит из 192 ступеней (первоначально их было ровно двести, но при расширении порта восемь ступенек были утрачены) и десятка пролётов. Длина потемкинской лестницы составляет 142 метра, она создана перспективно — её основание (шириной 21,7 м) гораздо шире верхней части (12,5 м), из-за чего при взгляде сверху лестницы создаётся впечатление одинаковой ширины по всей её длине. Парапеты лестницы кажутся параллельными и видны только площадки (кроме верхнего марша). При взгляде снизу лестница кажется гораздо длиннее и виден лишь сплошной каскад ступеней:




Рядом с лестницей действует фуникулёр, соединяющий Приморскую улицу с Приморским бульваром. Он был построен в 1902 году, а в 1970-х годах заменён эскалатором. После поломки эскалатора в 1990-х годах, городскими властями было принято решение постороить новый фуникулёр, который был открыт 2 сентября 2005 года в честь 211-й годовщины со дня основания Одессы. Фуникулёр состоит из двух вагонов, разместиться в каждом могут 12 человек.


Морской вокзал был построен в 1968 и стал самым большим в СССР:


Морской вокзал Одессы является крупнейшим и современнейшим в Украине. По своему дизайну и техническому арсеналу вокзал не уступает схожим пассажирским терминалам Европы и мира.


В здании Морского вокзала базируются офисы банков, почты, DHL, переговорные пункты, банкоматы, работают бар и ресторан. Магазин «Дьюти фри», сувенирные лавки.
Сразу за отелем, на территории Одесского морского вокзала можно посетить Музей якорей, где представлены экспонаты, собранные в разных регионах Черного моря. Часть якорей водолазы подняли со дна акватории порта, другие были доставлены из Бердянска и Затоки. Но основу экспозиции составляют предметы из специальной коллекции Музея морфлота.


«Киндер-сюрприз» («Жертва аборта») — это памятник «Золотое дитя» будто вылазит из модного автомобиля, поставлен вместе с реконструкцией вокзала в 1995:


Еще одна версия этого памятника в том, что плотненький ребенок внутри шара символизирует удачу для отправляющихся в морское путешествие. На удачу под памятник многие бросают монетки на удачу, мы были не исключением, и, бросив монетку мне приглянулась монетка из Молдавии:


На этой же площяди до сих пор не понятный мне памятник:


В годовщину основания Одессы 2 сентября 2002 года на территории Морского вокзала был открыт памятник «Жене моряка». Автор — одесский скульптор Александр Токарев.
Памятник изображает женщину с ребенком на руках, которая смотрит на акваторию одесского порта с площадки импровизированного балкона.


Поражает огромный колорит автомобилей. Начиная ржавыми жигулями и заканчивая такими:




Монумент «Двенадцатый стул», установленный в честь книги Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев»


Транспорт. Транспорт представлен огромным количеством автобусов, бесконечной длиной трамвайных и троллейбусных линий. Подвижной состав естественно в плачевном состоянии, хоть и ходит достаточно регулярно.
Понравилась идея, что на каждой остановке висит карта города, с нанесенными на ней маршрутами движения пассажирского транспорта и с указанием, на какой остановке находишься в данный момент.


Семейство троллейбусов:


Трамваи:




Далее мы начали передвигаться в сторону моря. Решили посетить пляж Аркадия. Вот такой бульвар ведет к морю:


По дороге встречаются весьма резонансные строения и статуи:




Санаторий в виде корабля:


Непосредственно море:


И его посетители:


Местный клуб, которому в этот день было не до смеха, проиграли от Динамо:


Посмотрим на ночную Одессу:














Памятник Екатерине.Эту копию, разрушенного ещё в 1900 году постамента, сделал скульптор Николай Олийник. Вокруг постамента стоят статуи деятелей, которые сыграли немалые роли в становлении города, — Иосифа де Рибаса, первого инженера Одессы Франца де Волана, Григория Потёмкина и князя Платона Зубова. Стоит отметить, что наш «доблестный» Президент был против восстановления памятника: «…В Одессе не устанавливать памятников российским царям», но одесситы отстояли памятник.




Хотел бы сказать, что подобное удалось во многих городах Украины. Например, в Днепропетровске до сих пор главный проспект города носит имя Карла Маркса, а посередине проспекта в самом центре города стоит памятник Ленину. Похожее можно наблюдать и в Донецке — одна из центральных улиц названа в честь Артёма. В Киеве же, как многие уже, наверное, знают памятник Ленину изуродовали активисты КУНа (коммунисты там теперь круглосуточно дежурят), а улица Артёма переименована в ул. Сечевых Стрельцов. Никак не могу понять, почему наши «недополитики» не могут принять историю такой, какой она есть. Наверное, им невдомёк, что Ленин не имеет никакого отношения к тоталитарному режиму Сталина и был против многих его действий, а Артём вообще погиб в 1921 году. И что имена наших политиканов вряд ли войдут в историю также, как революционеров прошлого века. И вряд ли они своими действиями смогут переписать историю, так как Россия этого уж точно не допустит. Ещё бы коммунистическую партию запретили, как угрозу «демократии» в стране. (Тему политики в комментариях просьба не поднимать, здесь это просто оффтоп и отступление от темы. И ещё — я не коммунист )


Кстати, ул. Екатерининская названа отнюдь не в честь российской императрицы, а в честь святой Великомученицы Екатерины Александрийской, храм которой был заложен при основании города Одессы. Об этом рассказывает табличка под композицией Екатерины в начале улицы.
Да, был на Привозе, 7 км… Барабан, Барабашка в Харькове куда масштабнее, а Центральный рынок — атмосфернее, увы.
НО!!! Но цены приятно радуют. То, что у нас продаётся за 650 грвн., мы преобрели за 240. Пройдя по детским рядам набрали маленьких вещичек. Приехав домой и зайдя в один из магазинов, увидели точно такой же товар. Только у нас он стоит 65, а там 30грвн. Вот так вот. И еще. Люди там одеты просто шикарно, на счет людей нам до них далеко, но это не показатель.
Все время пребывания меня мучила тема обратной дороги на наших прекрасных поездах. Со страхом шли на вокзал. Но фух, пронесло. Донецкий поезд оказался очень даже приличным. Со смешным дедушкой проводником.
Наш состав на станции Одесса-Главная.




Усевшись в поезд я основательно задумался, почему же мне так не понравилась Одесса. Если ее любят практически все, то что же со мной не так? Понял одно – Одесса не оправдала ожиданий. Про этот город говорится слишком много и все как-то восторженно, что у тех, кто еще не был в городе, в голове рисуются сказочные сады Семирамиды. Лестница у них самая великая, море у них самое красивое, архитектура обалденная, а уж улица Дерибасовская вообще непревзойденный шедевр. Я ехал в этот город, предвкушая невероятный восторг, я ждал от него праздника души.
В реальности все оказалось каким-то мыльным пузырем. Лестница не внушительная, испохаблена асфальтом и выглядит, как инженерное уродство советского периода, море в городской черте естественно грязное, архитектура не дотягивает до Киевской и наполовину, про Львов вообще говорить не стоит. А имеющиеся красивые здания безо всякого изящества обляпаны кричащими, огромными вывесками магазинов. А балконы, балконы… в сравнении с Киевом и Львовом — сральник.
Дерибасовская – какая-то невнятная пешеходка, в любом городе есть в тысячу раз лучше. Оперный театр да, очень красив, ничего не скажешь. Но зажат между зданиями такими, что…
С другой стороны, в чужой монастырь… в гостях… Я же не хожу в гости к людям со словами: «ваши обои в цветочек – говно» (хотя постоянно эти мысли крутятся), а с городами почему-то позволяю себе и не такое. Ну, да, признаюсь, заелся я уже городами. Мне есть что с чем сравнить. Кто был в огромном количестве городов, тому это понятно. Кто не был, проверьте.
Особая проблема отличалась с туалетами, точнее в их отсутствии. даже в центре города найти их было практически невозможно. Есть один, о внутреннем состоянии которого страшно вспомнить, таких ужасных и грязных туалетов ни в одном из крупных городов в своей жизни мне встречать не приходилось. и не смотря на весь этот кошмар очередь к нему была километровая, полтора часа людям приходилось ждать своего долгожданного визита.
Одесский юмор существует, похоже, только в сувенирных русско-одесских разговорниках.
Одесский колорит – это хамские тетки в халатах? Это вонь на вокзале и хваленом, тесном антисанитарном, обоссаном привозе? Это выщербленные тротуары? Это люди, не знающие языка своей страны и считающие все подряд в долларах? Люди, которые не только считают, что главное в жизни – хороший понт и связи, но и выставляющие это напоказ, как достоинство? Что такое одесский колорит?
Город, бесконечно растянутый, неуютный, пыльный и насквозь пропитанный духом торгашества, причем в самом пошлом его смысле – такой показалась мне Одесса.
Не впечатлила Потемкинская лестница. Поднялся, опустился… Не проник, увы.
Фуникулер – вообще смех на палке. На такой подъем не стоило и заморачиваться с таким проектом.
Улицы опять же не особенно впечатляют. Больше пиара в них вложено, что ли. Хотя и привлекательно по-своему. Дерибассовская, Еврейская, Старопортофранковская… Все улицы, межу прочим, в Одессе
женского рода.
Если воспринимать город, как квартиру, то больше в такие гости я не пойду – ни интерьеры мне не приглянулись, ни обитатели сего жилища. А бесконечно выезжать на былом величии, если оно конечно было – невозможно.
И понимать Одессу лучше всего, имея философский и жизнерадостный настрой, иначе пропуск ее через себя может обернуться большими расстройства пропускательного агрегата.
Ну не удается никак сформировать однозначное отношение к Одессе. Вот был в Берлине, погулял несколько дней и уехал с мыслью «Интересно, отметился. В ближайшее время ехать необязательно», или в Вене «Ух ты, интересно, обязательно приеду снова». А с Одессой все не так. Уезжаешь в рассеянных чувствах, но неизменно в голове крутиться мысль, а может я что-то упустил? Я там появлюсь, обязательно, но эта дорога уже будет в Кишенев, Одесса будет перевалочным пунктом.
Примите Одессу как она есть. Да, именно эта мысль пришла мне в голову. Ну не переделаете вы ее.
Фуф, вышло сбивчиво, но уж такая она, Одесса.
Как всегда карта маршрута.


Комментарии (0)

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

Код для размещения кнопки на Вашем сайте

Закрыть